На главную


Преподавание МХК глазами Е.С. Медковой
   Обо мне   
  События  
Программы
Публикации
  Галерея   
     Игры     

 

На главную
Семинар
Ежегодный научно-практический семинар по проблемам преподавания предметов эстетического цикла.
Подробнее>>

Контакты


Послать письмо

Гостевая книга



Вернуться к списку программ

Примерная программа по МХК для 10-11 классов
Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство. М., «Просвещение», 2002

Всего: 136 часов

ОТ МИФА К ЛОГОСУ

X (XI) КЛАСС (68 ч)

Тема 1. Искусство первобытного общества (6 ч)

Источники и специфика первобытного мифологического мышления. Миф — основа донаучных представлений о мире, философии, религии, представлений о социальном устройстве человеческого общества, разных форм искусства. Миф и слово. Миф и символ. Миф и сказка.

Искусство верхнего палеолита, мезолита и неолита, архитектурные комплексы эпохи неолита (пещерная живопись Альтамиры (Испания), Нио, Ляско (Франция), Тассили (Тассилин-Анджер, Алжир), «палеолитические Венеры», петроглифы, символика геометрического орнамента, Стоунхендж (Англия).

Миф и современность. Сферы функционирования фрагментов древних мифов — пережитки и суеверия, детские игры и песни, пословицы, загадки, обычаи, ритуальные действия, фольклорные праздники, сказки, язык (опыт обучения методам анализа). Современная мифология, функции мифа (энергетическое созидание коллектива, формирование идентичности, воспроизведение коллективной идентичности, формирование и структурирование пространства).

Вид деятельности учащихся. Анализ геометрических символов как основа эмблем и товарных знаков в современной культуре бизнеса (дискуссия).

Тема 2. Искусство Древнего мира (10 ч)

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетская мифология — главный источник образов и символики древнеегипетского искусства. Архитектура: ступенчатая пирамида Джосера (лестница в небо), пирамиды в Гизе (символ солнца), скальные захоронения (царство Осириса), храм Солнца Наусерра (миф о сотворении мира), храмы в Луксоре и Карнаке (модель Вселенной), скальные храмы (Солнце как частица огня Земли).

Скульптура — создание вечного двойника: Рахотеп и Нофрет, Сфинкс, статуя писца Каи, портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Гробница Тутанхамона.

Виды деятельности учащихся. Поиски единых мифологем в древнеегипетском мифе и русской сказке, эпосе и народных праздниках. Дискуссия. «Эхо древнеегипетского искусства в современной культуре» (лингвистический компонент, формы и каноны, стилистические и литературные заимствования). Просмотр видеофильмов. Зарисовка образцов живописи и архитектуры.

Мифология и искусство народов Передней Азии. Общность и различие культур Древнего мира: Шумер, Аккад и Вавилон.

Ветхий Завет как исторический источник сведений о мифологических представлениях древних иудеев, их культуре и истории (сравнительный анализ мифологических систем Ветхого Завета и Древнего Египта, Шумера, Аккада и Вавилона), пример формирования монотеизма и книга, оказавшая огромное влияние на европейскую цивилизацию в русле христианства. Библия как литературный памятник. Состав Ветхого Завета.

Ассимиляция образов Библии в русской культуре (имена, идиоматические выражения, сюжеты в изобразительном искусстве, литературе и музыке).

Виды деятельности учащихся. Работа со словарями. Составление собственной антологии художественных произведений на библейские темы.

Тема 3. Искусство античного мира (14 ч)

Искусство Эгейского мира — связующая нить между культурой Средиземноморья и греческой (индоевропейской) цивилизацией, анализ взаимодействий. Дворцы Крита.

Искусство Древней Греции. Особенности древнегреческой мифологии и ее влияние на искусство. «Илиада» Гомера: поэма о войне (ее историческая и фантастическая основа). Тиринф и Микены. Связь археологических открытий Шлимана с поэмой Гомера (Троя). Драгоценный дар древнегреческой архитектуры — система ордеров (конструкция и образ). Храм Зевса в Олимпии. Ансамбль афинского Акрополя (архитекторы Иктин, Калликрат, Фидий). Древнегреческий театр. Драматургия: Эсхил, Софокл, Еврипид. Театр в Эпи-давре.

Эллинизм. Семь чудес света.

Древнегреческая скульптура — недосягаемый идеал единства высокого этоса и красоты (храм Зевса в Олимпии; «Дискобол», «Канон» Поликтета; творчество Фидия). Новое понимание образа человека в эпоху эллинизма (трагическое начало в образах Скопаса, гармония образов Праксителя, Леохар, Лисипп).

Древнегреческий компонент в русской культуре (язык, письменность, антропонимика, идиоматические выражения и сюжеты, архитектурный и пластический каноны).

Виды деятельности учащихся. Работа со словарями иностранных слов, идиоматических выражений, символов и аллегорий. Анализ произведений на античные темы различных эпох и народов. Просмотр видеофильмов. Прослушивание музыкальных произведений на античные темы.

Древний Рим. Замещение мифа рационализмом, прославлением римской государственности, идеологии и образа жизни.

Римские архитектурные формы (арка, купол) — дар инженерной технологии и планирования (Форум, Триумфальная арка, Колизей, Пантеон). Скульптурный портрет — отправная точка индивидуализма («Брут», портреты Августа, Нерона, Траяна).

Виды деятельности учащихся. Дискуссия: «Рим или Греция». Разработка сценарного плана для фильма на сюжет «Что выбирали последующие эпохи и что выбираешь ты». Рефераты (тема любая, принцип анализа — оппозиция Древней Греции и Древнего Рима).

Тема 4. Культура славянского язычества (2 ч)

Реконструкция славянской мифологии на основе сравнительного анализа с изученными мифологическими системами, сравнительной лингвистики и этимологии, анализа сказок и малых фольклорных форм, традиционного народного искусства и промыслов (по модели Б. А. Рыбакова).

Вид деятельности учащихся. Опыт творческой работы.

Тема 5. Культура Индии, Китая, Японии (5 ч)

Культура Индии, Китая, Японии — пример мирного сосуществования, взаимопроникновения и слияния религиозных и художественных систем.

Индия. Веды — начало начал индоевропейской культуры.

Древний мир — Средние века — современность: историческое (линейное, временное) и мифологическое (замкнутое, круговое) вневременное бытие разных мифологических, религиозных и культурных миров. Местные доведические культы дравидов (культ Кали); ведические боги в индийском эпосе, сказках и джатаках Будды. Буддизм, триединый пантеон индуизма и местные культы. Изображения Будды. Индийские монастырские комплексы: сказание о богах Индии.

Своеобразие культуры Китая и Японии.

Виды деятельности учащихся. Самостоятельные изыскания на тему «Единство пантеона и мифологических систем индоевропейских культур». Дискуссия (тема по выбору): «Традиционализм и непрерывность культуры — плюсы и минусы», «Восточная культура в духовных поисках Европы конца XIX—XXI в.». Составление собственной антологии художественных произведений Китая и Японии.

Тема 6. Средние века. Восточно-христианский вариант (10 ч)

Византийская культура — наследница античности и Востока. Византийский храм — знак Божьего царства на земле, отблеск гармонии высших духовных сфер, путь к Богу через всепоглощающее созерцание (Святая София Константинопольская, комплекс в Равенне, храмы в Дафни и Чефалу).

Древнерусское искусство — от образца к национальной культуре, от культа Божьей Премудрости к культу Богородицы (София Киевская, Новгородская, соборы Успения во Владимире и Москве, церковь Покрова на Нерли), от крестово-купольной конструкции к шатру и столпу (церковь Вознесения в Коломенском, церковь Покрова на Крови, нарышкинское барокко), от иконы к иконостасу. Проблемы двоеверия, пересечения и сосуществования христианской и языческой культур.

Виды деятельности учащихся. Опыт самостоятельного семантического, иконографического, культурно-исторического, формального анализа. Дискуссия: «Есть ли перспективы у христианских канонов в современной художественной культуре».

Тема 7. Средние века. Культура христианского Запада (8 ч)

Встреча христианской и языческих культур «варварских» народов: выстроенная система «мировой религии» и «хаос» народной мифологии, идея греховности мира и древний страх перед природой, неизбежность наказания и дуализм мира. Драматизм и динамизм западной средневековой культуры в мироощущении и структуре храма, в стремительной смене стилистических канонов: от «каролингского возрождения» к романскому искусству и готике (Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Вормсе и Пизе, собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Солсбери, Сиене, Кельне).

Вид деятельности учащихся. Сравнительный анализ двух христианских культур (на примере памятников по выбору).

Тема 8. Возрождение (13 ч)

От великой иллюзии неисчерпаемых возможностей раскрепощенной личности к бездне разочарования. От символа к красоте мира, культ эстетики вместо культа веры. Античность как образец свободного проявления естественной природы человека. Дар творчества — сущность человека. Гуманизм — идеальная модель внутрисоциаль-ного и всеобщего мира, целостности мироздания. От Данте к У. Шекспиру, от Ф. Брунеллески к Д. Браманте, от Джотто к Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Микеланджело, Тициану

Северное Возрождение — Возрождение и Реформация (братья ван Эйки, А. Дюрер, П. Брейгель, И. Босх).

Виды деятельности учащихся. Практические занятия: возможности формального, иконографического, семантического, культурологического анализа в отношении искусства, использующего формы натуры. Дискуссия: «Актуальность идей Возрождения. Нужны ли нам утопии и гуманистические идеалы».

ОТ ЛОГОСА К МИФАМ ПОСТМОДЕРНИЗМА

XI (XII) КЛАСС (68 ч)

Тема 1. Барокко. XVII—XVIII вв. (9 ч)

«Ветры истории» — непостижимость общественно-исторических процессов, человеческой природы. Реальность и иллюзия. Свет и тень, патетика и беспомощность, экстаз вместо деяния, пафос грандиозности и стихийности. Гуманизм и социальный пессимизм, тщетность бытия и обреченность борьбы со злом.

Барочный Рим XVII в.: комплекс собора Св. Петра, площади Барберини, Навона. Д. Л. Бернини — архитектор и скульптор. Живопись П. П. Рубенса. Эпоха барокко в Санкт-Петербурге XVIII в.: Петродворец, Царское Село, Зимний дворец и Смольный собор. К. Растрелли.

Вид деятельности учащихся. Опыт самостоятельного анализа на тему «Специфика национальных вариантов барокко».

Тема 2. Классицизм (9 ч)

Натурфилософские основы классицизма. Законы природы — законы общества, естественное, приравненное к моральному. Торжество принципов рационализма. Победа разума над страстью, приоритет общественного и гражданского долга. Кодификация универсалий искусства, математические принципы гармонии и синтеза. Вневременная привлекательность идеалов и формальной системы античности. Болонская Академия.

Французский классицизм XVII в. (П. Лево, А. Ленотр, Ш. Леб-рен, Ж.-А. Мансар, Н. Пуссен, К. Перро). Эпоха Просвещения (Ж.-А. Габриэль, Ж.-Ж. Суфло). Ампир (К. Н. Леду).

Классицистические ансамбли Санкт-Петербурга и Москвы (В. Баженов, М. Казаков, К. Росси, К. Брюллов, А. Иванов).

Академизм и салон XIX в. (Ж. Л. Давид, Ж. О. Энгр).

Классические мотивы в модерне и постимпрессионизме. Большой стиль тоталитарных государств XX в. Живое биение классики в творчестве П. Пикассо.

Вид деятельности учащихся. Дискуссия: «Актуальность идеалов классики».

Тема 3. Внестилевое, или реалистическое, направление. XVII— XVIII вв. (10 ч)

Между Сциллой и Харибдой барокко и классицизма — достоинства и недостатки стиля, ответственность выбора. Гуманизм классицизма во временной стихии барокко. Становление личности — овеществленное время в формах реальной жизни. Караваджо, Вермер и «малые голландцы», Ф. Хальс, Рембрандт, Д. Веласкес, Ф. Гойя, Ж. де Латур, братья Ленен.

Виды деятельности учащихся. Рефераты по персоналиям. Сравнительный анализ произведений по выбору.

Тема 4. «В плену у повседневности» — реализм XIX в. (10 ч)

Демифологизация бытия и повседневности. Перенесение в область художественной культуры постулатов механистического материализма. Роль опыта, факта, социальных конфликтов. Ценность «низкой» действительности. Сюжет или форма.

Франция: Ж. Ф. Милле, Г. Курбе.

Немецкий «бидермайер».

Русская реалистическая школа: В. Перов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан.

Виды деятельности учащихся. Обсуждение реалистического романа XIX в. (по выбору). Просмотр кинофильмов-экранизаций. Опыт составления антологии общих сюжетов в живописи и их анализ. Дискуссия: «Что нам дает и чего лишает прагматический реализм».

Тема 5. Романтизм (10 ч)

Реакция на прагматический реализм. Национальная идея — попытка создать новый миф для нового большого стиля XIX в. Единая цель и разные формы ее воплощения: романтизм в одеждах академизма, эклектики, модерна. Не познание, а прозрение. Абсолютизация художественного творчества и интуиции как метода постижения мира. Оппозиция толпы и личности. Крайний индивидуализм и богоборчество.

Франция: Т. Жерико, Э. Делакруа.

Англия: У. Блейк, Дж. Тернер, прерафаэлиты.

Германия: художественный комплекс вагнеровской оперы.

Русский романтизм: от К. Брюллова и О. Кипренского до В. Васнецова и М. Врубеля.

Основные принципы романтизма и их актуальность.

Виды деятельности учащихся. Дискуссии: «Почему романтизм не смог создать единого европейского стиля», «Национальная идея в русском искусстве XIX в.— формы ее воплощения».

Тема 6. Импрессионизм и постимпрессионизм на рубеже веков (10 ч)

Абсолютизация ощущения в импрессионизме — взлет или тупик? Возврат к мифу и символу на основе творения индивидуальной мифологии в постимпрессионизме. Импрессионизм (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар). Пуантилизм (Ж. Сера, П. Синьяк). Постимпрессионизм (Дега, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог). Модерн. Символизм (О. Роден, А. Бурдель, А. Майоль). Фовизм (А. Матисс). Экспрессионизм (Э. Нольде, П. Клее, О. Кокошка, Ф. Ходлер, Э. Мунк).

Виды деятельности учащихся. Доклады по персоналиям. Составление антологий по персоналиям или по стилям.

Тема 7. Мифология XX в. (10 ч)

Множественность мифологем — результат распада единого мифа. От «сна разума» (С. Дали) через торжество рационализма (конструктивизм) до неофетишизма (Э. Уорхолл). Творчество П. Пикассо — летопись XX в. Массовая культура и постмодерн. Стандартизация и полное смешение стилей, позиций, ценностей в постмодернизме. От культуры к культурам. Глобализация и поликультури-зация.

Виды деятельности учащихся. Определение личностной позиции в дискуссиях о путях развития современного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся по МХК

Двухгодичный профильный курс МХК предполагает формирование у учащихся достаточно высокого уровня общей художественной культуры, что выражается в:

  • освоении и свободной ориентации в весьма объемном материале мировой художественной культуры от ее истоков до наших дней с упором на определение личностных позиций по отношению к ее феноменам;
  • формировании устойчивой мотивации к дальнейшему расширению своих знаний в этой области и участию в живом современном культурном процессе;
  • овладении методами анализа как специфических для каждого вида искусства, так и универсальных для исследования художественных систем в целом (сравнительно-исторический, культурологический, иконографический, семантический, формальный), а также в знакомстве со смежными с искусствознанием научными сферами, значительно обогащающими представления о внутренних механизмах развития художественных культур (археология, этнография, фольклористика, лингвистика, историческая этимология, философия, эстетика, психология, социология и др.);
  • умении оценить эстетическую, духовную и художественную ценность и своеобразие любой целостной художественно-культурной модели как по ее собственным законам, так и по общим законам человеческой деятельности в целом;
  • высоком уровне внутренней открытости и лояльности к новому и незнакомому в сочетании с устойчивым внутренним мировоззренческим стержнем, который является фактором отбора и сохранения;
  • глубине осознания единства человеческой культуры как по ее генезису, так и по общности закономерностей развития и выработки общегуманистических идеалов;
  • достижении достаточного уровня умения, навыков и теоретической подготовки для самостоятельной творческой работы как в области, предваряющей научную деятельность (ориентация в информационном потоке и развитие способностей к отбору и анализу информации, написание рефератов и защита творческих проектов, участие в дискуссиях, школьных научных конференциях), так и в области собственно художественной (от пробы себя в разных областях искусства на любительском уровне до выбора будущей профессии).

Вернуться к списку программ

 

© Медкова Е.С. 2005   
Хостинг от uCoz