|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Публикации: Радуга стихов // Искусство в школе. №2, 2002
Тоска бывает «зеленой», скука — «серой». А какого цвета любовь, счастье, покой, ревность, гнев, доброта, горе, печаль, восторг, радость, удивление, сострадание, злость, зависть? Цвет может вызывать самые разные ощущения и чувства: температурные (теплое и холодное); пространственные (выступают вперед, отдаляются, создают чувство глубины); весовые (лёгкое, тяжёлое, воздушное, давящее); акустические (тихое, громкое, кричащее, глухое). Цвет может вызывать также разные эмоциональные состояния: весёлое, грустное, бодрое, радостное, печальное, спокойное, безразличное; рождать эстетические чувства.
В глубокой древности, когда наши представления о цвете зародились, синий цвет был символом Мировой (божественной) Вертикали, соединяющей высоту неба и глубину моря-океана, символом неземного, потустороннего мира, символом замедления, исчезновения, прекращения жизнедеятельности. Синий (голубой) однозначно определяется как успокаивающий, замедляющий движение.
Белый цвет — цвет Начала, символ абсолютной тишины, абсолютного Ничто — предвестника рождения нового. В Китае есть древняя игра, в которой дети через белое полотно наощупь угадывают спрятанные за ним предметы, лица знакомых людей. Эта игра, видимо, когда-то была частью древнего ритуала, наглядной метафорой мифа о сотворении мира из материи/ пространства, в которых были заключены первообразы всех вещей и явлений. Сохранившееся в русском языке выражение «весь Белый Свет» содержит в себе суть мифа о творении мира из белого света, белого, в котором в потенции содержится всё богатство многоцветья мира.
Красный цвет в древности символизировал божество, жизнь, силу, мужское начало, действие, здоровье, любовь, владычество, солнце — с одной стороны; войну, гнев, охоту, молнию, кровь, жертву, огонь подземного мира — с другой.
Зеленый цвет связывался с миром растительности, наземным миром, с жизнью и т.д.
Цветные стихи мы писали так. Прежде всего выбирали цвет, затем называли три предмета этого цвета — таких, которым он исконно присущ. (Хорошо, когда сами имена предметов как бы окрашены этим цветом.) Затем закрывали глаза, представляя себе эти предметы, старались сосредоточиться на чувствах, которые возникают в нас (ведь и чувства тоже имеют цвет), и найти три слова, обозначающие наши чувства. Затем вновь возвращались к выбранному цвету и проверяли им созданный образ.
Цветные стихи, которые вы прочтете ниже, написаны учениками начальных классов.
Голубые
Море, небо, камни, глаза,
Катя Заикина, Света Амаяк
Красные
Красное Солнце,
Катя Заикина
Зеленые
Болото, заросли, трава.
Розовый
В розовом тумане
Максим К., Витя, Маша
Фиолетовые
Ночь, море, рыцарь в тумане.
Черные
Черные угли, горы и камни.
Красные
Под яблоком — огонь.
Илья, Алеша, Женя, Максим, Настя
Зеленые
Глаза леса, дерево, листья,
Илья, Сюзи, Миша, Стасик
Оранжевый
Замок жар-птицы
Фиолетовые
Фиолетовая душа
Артем Газзаев, Настя Константинова
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|