![]() |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Моё педагогическое кредо
Начинать нужно, непременно, Те, кто побывал у нас (в Стране Фантазии) ... , Только дети могут выполнить невыполнимое задание.
Позже, уже будучи студенткой, я познакомилась с «Пеппи-Длинный Чулок» Астрид Линдгрен, и мне захотелось, чтобы мои будущие дети с самого начала, буквально с первых дней жизни вступили в неисчислимые миры фантазии, созданные всей мировой детской литературой. Чтобы они играли в «стране чудес» вместе с Кэрроловской Алисой, чтобы их ждали приключения на полях Нарнии и лесах Средиземья и Хоббитании, вызванных к жизни воображением Толкиена. И чтобы воспоминания об этих играх и этих приключениях навсегда остались в душах моих детей, а материальным воплощением этой памяти стали бы их рисунки, стихи, рассказы...
И когда я стала мамой двух девочек, мы вступили с ними в этот волшебный мир фантазии и игр. Затем к нашим играм добавились занятия в художественной и музыкальной студиях. И в школу мы тоже пошли вместе. Они - учениками, а я как преподаватель ИЗО. Я хотела тогда быть рядом с ними и, по возможности, продолжить нашу игру, творение нашего собственного мира фантазии. Тем более, что в условиях английской спецшколы, ориентированной почти исключительно на получение чисто формальных знаний, игровое поле фантазии на глазах превращалось в тоненькую зарастающую травой тропинку.
Благодаря поддержке родителей и прекрасного человека и педагога, Соросовского учителя Светланы Михайловны Саврасовой (гимназия № 1529), я смогла начать реализовывать свою мечту. И помогали мне в этом уже не только две мои дочери, но и целый первый класс этой гимназии.
Прекрасным подспорьем мне стало моё искусствоведческое образование, знания, полученные на историческом факультете МГУ им. Ломоносова. Хотя, в принципе, организовать игру можно на материале любого предмета, история культуры, на мой взгляд, является тем объектом, который в наибольшей степени отражает на себе идею универсальности человека. Изучая историю мировой культуры, дети получают знания о её достижениях у самых разных народов, в самые разные эпохи, во всех формах её проявлениях (архитектуры, живописи, скульптуры, мифологии, литературы, театра, языка, астрономии, математики и т.д.).
При этом я старалась учитывать особенности моей младшей дочери, которая до некоторых пор не хотела обременять себя чтением искусствоведческой литературы, а предпочитала ловить знания и информацию из «воздуха», из самой атмосферы общения со мной, папой и другими людьми. Она и запоминала всё лучше, не повторяя, не зубря, а действуя активно, рисуя, проигрывая те или иные ситуации, соревнуясь с друзьями.
Потом, когда мои дочери подросли, они стали моими верными помощницами. На них и проверяла свои новые идеи, они первыми испытывали новые игры, сценки, новую технику рисования или создания других художественных изображений. Созданные их руками рисунки, небольшие скульптуры, расписные доски и т.п. я использовала как пособия но моих уроках. Они были постоянными участницами праздников, которые я устраивала в школе.
Та программа, по которой я вела занятия, постепенно разрасталась, к ней добавлялись новые разделы и блоки. Так в ней появились библейские сказания, разделы по культуре Индии, Китая. Я стала рассказывать детям о языке искусства, мы играли с детьми в портрет, натюрморт, в точку, линию и краски. Дети сочиняли цветные стихи, такие, как эти:
Чёрный
Так дети учатся познавать себя, мир и мир в себе через интенсивное постижение искусства.
«Только дети могут выполнить невыполнимые задания», если они, конечно, к этому соответственно подготовлены.
В связи с этим главную задачу образования я вижу в воспитании личности, вобравшей в себя культурные достижения, выработанные человечеством на всем протяжении истории, личности, которая не только усвоила эти достижения, но способна их принять, творчески переосмыслить и применить на новом уровне в меняющихся условиях деятельности. Этим обусловлен мой выбор предмета изучения курса: человек и культура, а также его цели - создание устойчивой потребности расширять свои знания в этой области, сделать их частью своей личности и всей жизни.
«Начинать нужно, непременно, когда они молоды и нежны душой».
Творческий подход к решению нестандартных ситуаций, которыми изобилует современный мир, - ещё одно растущее требование эпохи. В результате востребованной оказывается личность, обладающая богатым воображением и творческим потенциалом. Современная жизнь нуждается в разнообразии талантов и личностей. В связи с этим в процессе образования необходимо предоставлять детям как можно больше возможностей для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, научной и культурной областях, как можно больше возможностей для самопознания, познания окружающего мира, самореализации в нём.
«Те, кто побывал у нас (в Стране Фантазии) ... , другими глазами взглянули и на свой мир. Там, где раньше для них были только серые будни, они обнаружили чудо и тайну».
Я стремлюсь также сформировать у детей культурно-релятивистскую ориентацию, умение рассматривать различные культуры, которые изучаются в рамках данного курса, как самоценные и самостоятельные формы человеческой жизнедеятельности, признание и уважение которых является отличительной чертой современного человека.
В этой связи я добиваюсь того, чтобы на первом плане стоял не столько сам предмет, который подлежит изучению, сколько методы его изучения. Конечно, чтобы ставить такие цели, необходим большой багаж знаний. Наращивание знаний происходит как результат самостоятельного поиска и исследования. Сам материал - область культурной деятельности — даёт широчайшие возможности для этого. С самого начала перед учащимися ставятся задачи, связанные с междисциплинарными проблемами, которые находятся на стыке традиционных специальностей - этнографии, топонимики, лингвистики, мифологии, семиотики, археологии, культурологии и т.д. Это активизирует мысль, приучает к широкому взгляду на предмет, стимулирует выдвижение своих оригинальных гипотез, для доказательства которых я учу детей привлекать весьма, на первый взгляд, разнородный материал.
В самом начале, на уроках, дети знакомятся с определённой проблемой (выбранной или заданной), с разными точками зрения на неё. На этом этапе важно не столько усвоение «истинного», «единственно правильного» решения, сколько само разнообразие подходов, сам научный поиск как таковой.
На заключительном этапе дети с моей помощью пытаются интерпретировать собранный материал. Формы этого разнообразны и индивидуальны в зависимости от уровня ученика - от реферата, обобщающего разные источники, типа «Образ медведя в русской народной сказке» по работам Афанасьева, Проппа и Рыбакова, - до самостоятельного мини-исследования типа «Мифология в топонимике Москвы и Московской области». Подготовленные детьми рефераты и доклады по итогам самостоятельных мини-исследований мы обсуждаем со всем классом и ставим коллективную оценку.
Столь сложную интеллектуальную работу я стремлюсь облечь, учитывая возраст детей, в привлекательную для них эмоциональную игровую форму. Это и непосредственное знакомство с памятниками культуры (экскурсии, посещение музеев, выставок, библиотек, запасников), и ролевое проживание текстов, разыгрывание сценок, спектаклей, подготовка и проведение игр, обрядовых постановок для всего класса или для учеников младших классов. Это и закрепление материала через зрительный ряд (зарисовки, композиции, конструирование игр-путешествий, выпуск стенгазет и т.д.). Это и проведение конференций с обсуждением индивидуальных работ (сочинений, придуманных детьми сказок, мифов, подготовленных рефератов). В своей работе я стремлюсь, чтобы традиционная лекционная форма, без которой невозможно обойтись, включала в себя как можно больше вопросов, которые побуждали бы учащихся к самостоятельным умозаключениям по ходу занятий.
Я добиваюсь, чтобы у детей вырабатывались навыки самостоятельной работы в библиотеке, конспектирования научной литературы, ориентации в информационном поле темы. С этой целью я регулярно провожу занятия в Российской Государственной Детской Библиотеке.
Курс истории мировой культуры, который я веду, рассчитан на индивидуальную работу с ребёнком. Группа не должна превышать 7-10 человек (оптимально 7). Особенно важно это на этапе работы детей над своей темой. Но при этом я стремлюсь не упускать из вида и всю группу как коллектив, стремлюсь учитывать групповую динамику, тот факт, что взаимодействие с другими детьми привносит в учебный процесс элемент состязательности, повышает креативный потенциал детей, создаёт дополнительные стимулы для овладения знаниями.
Изменяются и формы общения учителя и учеников - как учитель я хочу быть не носителем абсолютной истины, а собеседником, который не поучает, а доносит до детей на доступном им уровне разные точки зрения на одну и ту же проблему, вместе с детьми проживает процесс рождения доказательства или опровержения научной гипотезы. Я хочу, чтобы на каждом занятии происходило «чудо» открытия, достигаемое самостоятельным интенсивным трудом - пусть это будет открытие происхождения слова, создание смысловой цепочки между мифом и сказкой, историческим событием и сказкой, обрядом и детской игрой и т.д.
«Только дети могут выполнить невыполнимое задание» освоения будущего, если мы, взрослые, подготовим их к этому.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|