|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Публикации
2006 год 2005 год 1999-2004 года
"...Проблема трансформации внутреннего, сакрального в профанный мир – главная проблема в искусстве эллинизма.
Что происходит с неизречённой сутью при её вербальном означении? Что происходит с тайной формулы бытия при её тиражировании?..."
При изучении искусства Новгорода первая проблема, с которой сталкивается преподаватель, — принцип группировки материала: следует ли изучать искусство Новгорода в контексте временных и стилистических изменений в искусстве Древней Руси по векам или необходимо рассматривать новгородскую школу как некое единство, обладающее чертами, специфика которых более существенна, чем общие закономерности эволюции древнерусского искусства. И в том, и в другом варианте есть свои преимущества...
Прочитать полную версию этой статьи на сайте газеты "Искусство" >>
"...Создание «исторического» фона поможет решить вопрос снятия налёта некоторой обыденности в восприятии полотен Сурикова, которые воспроизводятся в учебниках по истории как иллюстрации к историческим событиям и воспринимаются современным ребёнком как своеобразные «фотографии» далёкого прошлого..."
Материалы сборника представляют собой методические разработки к программам, напечатанным в предыдущем Ежегоднике (№4, 2005 год). В их создании приняли участие преподаватели НОУ "Школа XXI век", ведущие сотрудники ИХО РАО и МИОО.
"...«Тяжёлое молчание» (О. Роден) каменного естества романского собора как бы само собой ставило верующего на колени молитвы, мистического общения христианина с богом. Но если для языческого сознания достаточно было лицезрения непостижимой сути божественного камня в его природном необработанном естестве, то для воплощения христианских категорий высшей духовности, категорий абстрактно мыслимых необходимо было совершенно иное оформление каменной массы – присутствие божества обнаруживалось в ней в абстрактных категориях математики и геометрии правильных тел. Любое геометрически правильное тело смотрится как неорганическое, неестественное, «иное» по отношению к природноданному, принадлежащее иному миру. Мистика идеальных, геометрически выверенных, каменных форм господствует как в экстерьере, так и в интерьере романской базилики. Замкнутые в своей правильности цилиндрические башни, полуцилиндры апсид и капелл, призмы нефов и башни средокрестия, конусы и пирамиды венчающих перекрытий делают романский храм совершенно инородным для природного окружения телом, по всем параметрам отличным от него и тем самым изначально божественным..."
Прочитать полную версию этой статьи на сайте газеты "Искусство" >>
"...Тициан достиг полного слияния рисунка и цвета в акте красочной лепки формы, впервые наделил мазок и живописную поверхность индивидуальностью личного почерка и динамизмом адекватного воспроизведения временного потока, что привело, с точки зрения уже художественной выразительности, к невероятному расширению возможностей живописи в воплощении всей полноты бытия и невероятных глубин человеческой сущности..."
"...Свой идеальный мир Борисов-Мусатов творит по нетленным образцам Высокой классики, вбирающей в себя весь опыт человечества и русской ментальности. Таким мир должен быть, это идеал, чьи отблески хранит прошлое и чей немеркнущий свет манит будущим. Борисов-Мусатов, подобно великим мастерам Ренессанса, творил по канонам идеального. При этом идеальное у него не отрицало живого биения жизни: весна и утро сменялись летом и полднем, а затем осенью и вечером. Зима не отменяла лета, а только давала отдых божеству. Витальность зелёного цвета мерами разгоралась и мерами затухала, но никогда не покидала этого мира, где даже смерть была лишь мгновенной остановкой и невольным взглядом назад, в мерной процессии жизни..."
Посмотреть публикации за 2005 год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|