|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Публикации
2006 год 2005 год 1999-2004 года
"...Искусство Крита это прежде всего ощущение живой, одушевлённой, свободной в своём росте и радостном цветении материи, пронизанной токами жизни, энергией внутреннего развития, динамикой бесконечных трансформаций.
Перетекают, пульсируют, выбрасывают побеги, листья, розетки бесконечно струящиеся спирали орнамента стиля «камарес». Осьминог сжимает своими щупальцами флягу, придаёт ей форму и удерживает её почти три с половиной тысяч лет, а морские звёзды и кораллы на наших глазах ткут узор, зависшего в воздухе ритона-капли из Като Закро. В такт им «дышит» глиняная плоть сосудов..."
"...Иероглифический танец букв и цифр вплетается в орнаментику мазков и широких росчерков кисти, которые воспринимаются как воплощение чистой энергии непрекращающегося движения. То, что было порождено белизной как материя, возвращается в ее же лоно как энергия. Зритель является свидетелем появления мимолетной ряби на поверхности вечной Реки — Дао. Посредником соединения мгновения и вечности становится взмах руки художника, непосредственность его жеста..."
Прочитать полную версию этой статьи на сайте газеты "Искусство" >>
".... Художник в городе, с одной стороны, совершенно свободен в выборе тем, а с другой – лишён поддержки тысячелетней традиции. Он предоставлен самому себе, свобода оборачивается отсутствием общепринятых символических кодов понимания. К тому же личностная традиция патриархальной жизни и связанной с ней христианской мифологии сменяется безличностью и анонимностью городской жизни. Выбор Мане останавливается на непрерывном потоке жизни улицы, Парижских бульваров и представителях её пёстрой толпы. Хотя городская улица сама по себе является продолжением извечного образа Дороги, архетипическая образность Дороги-Жизни в городе размывается разнообразием сиюминутной жизненной суеты. Не рождение и смерть, не труд и служение, а досуг и приятное времяпрепровождение попадают в поле зрения художника..."
"...пафос бесконечных пространств, динамика форм, доведённые до экстаза чувства, склонность к гипертрофированному монументализму и гигантским размерам, прицельная направленность на то, чтобы оказать максимально возможное воздействие на зрителя..."
"...грань между реальностью и искусством, жизнью и мифом, который творил Врубель как в своих произведениях, так и в жизни, крайне тонка и не препятствует взаимному перетеканию одного в другое. Именно в такой жизненной установке – секрет синтетизма Врубеля, органичности и естественности его мифологизма..."
"...улицы, проложенные кем-то, заботливо направляют наше движение слева направо, справа налево, вперёд и назад, назад и вперёд. А нам куда нужно? Каждый знает про себя. Ничто не помешает ему перейти на нужную сторону. Другим тоже надо туда – это их дело. Все собрались? Можно переходить. Плотная толпа с той и с другой стороны массой движется навстречу друг другу. Улицы города, дома и небеса пусты и безмолвны. Люди вомнутся друг в дружку, на миг превратятся в многорукое и многоголовое чудище, случайно поменяются телами, лицами и покупками, пройдут сквозь чужие судьбы ДРУГИХ … и продолжат свой путь ПО ТУ СТОРОНУ. А может быть по ЭТУ?..."
"...Прерафаэлиты рассматривали своё искусство в качестве антитезы «вульгарности как специального изобретения викторианской эпохи» (У. Моррис), голому прагматизму и пошлости буржуазного мировоззрения, они отринули фальшивую «красивость» академического искусства и устремились на поиски истинной, подлинной красоты, КРАСОТЫ с большой буквы. Достигли ли они своей цели или в свою очередь попали в сети многоликой пошлости? Где грань подлинного и фальши, безусловных и условных ценностей?..."
"...Татлин прошел через искус Нуля абстрактной формы и вышел на реальность конструкции и материала, но попал в ловушку социального варианта «Все и Ничто». «Кто был никем, тот станет всем» — такова идеологическая формула нового социального мира. Татлин мыслил свою башню как некое живое существо («он должен быть совершенно монолитен»), несущее Слово, втягивающее огромные массы народа («он должен обладать громадной пропускной способностью») и преобразующее их согласно нормам новой идеологии («вас должен… увлекать против вашей воли… взрыв простых и ясных мыслей…»)..."
Прочитать полную версию этой статьи на сайте газеты "Искусство" >>
"...Выделившийся в эпоху Ренессанса из мира природы человек обрёл самость в портрете, но одновременно обрёк себя на одиночество. Понимание того, что монолог индивида требует хотя бы иллюзорного слушателя, чтобы скрасить драму одиночества, с неизбежностью порождает тень. Тень, скользящие и сгущающиеся Тени, Тьма в творчестве Рембрандта равнозначны Свету как необходимая часть метафорической оппозиции «Свет – Тень». Они являются знаком всепоглощающего времени и хранящей всё памяти. Они обступают человека в значимые для него моменты в качестве воспоминаний и немых свидетелей..."
Лекция 1. Современные требования к предмету МХК и возможности фундаментальных наук искусствознания, истории искусства и культурологии как методологической основы МХК.
"...для Серова приёмы импрессионизма были скорее средством как для выражения экзистенциональной радости, так и для продолжения всё той же национальной традиции в свете этой радости. Серов нашёл тот единственно верный ход, который позволил русскому зрителю сразу и безусловно принять язык импрессионистов и их философию мгновения. Традиция приобняла Серова и с материнской разумностью выпустила из своих объятий на путь утверждения оптимистического в целом мировидения и мировосприятия..."
"...Он первым остро почувствовал разрыв между искусством и проблемами человеческого существования., между отчуждённым коллективным опытом мастерства, накопленным поколениями и оформленным в академические догмы и потребностями выразить экзистенциональные основы жизни, «застенографировать» духовные порывы творца. Внутренний мир творческой личности стал главным мерилом при отборе культурных традиций необходимых для выработки индивидуального живописного языка..."
"...Смелость Джотто в этом отношении простирается ещё дальше – он использует выразительность фигуры, изображённой со спины. Демонстрация своеобразной «фигуры умолчания» посреди бури чувств – средство чрезвычайно сильное, но редко используемое художниками. Внутреннюю автономию получает не только действие картины, но и её сюжет. Он перестаёт работать только на создание ситуации моления и почитания. Зрители освобождаются от роли поклоняющихся священному объекту и получают свободу чувствования и суждения о происходящем..."
"...В истории мифологической человечество в своей гордыне много раз предпринимало попытки сравнятся с богами и каждый раз терпело поражение. В истории искусства такая попытка была единственной, но она увенчалась успехом..."
"...Только Пикассо, истинный испанец, мог уловить в мире Веласкеса этот неизбывный трагический подтекст смерти, характерный для глубинной народной испанской традиции, для которой за рождением, любовью и цветением всегда стояла маска Смерти..."
Прочитать полную версию этой статьи на сайте газеты "Искусство" >>
Прочитать план программы в разделе "Программы" >>
Посмотреть публикации за 2006 год
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|